С точки зрения ценовой перспективы, фотография — одна из самых доступных для коллекционирования форм искусства. Энтузиасты, поддерживающие начинающих авторов, часто могут приобрести несколько отпечатков, имея бюджет, ограниченный немногими тысячами долларов. И даже работы некоторых из самых известных людей, бравших когда-либо в руки фотоаппарат, могут быть куплены за вполне «подъёмные» суммы, во всяком случае, в сравнении с престижем и талантом авторов.

Мы попросили экспертов дать советы начинающим коллекционерам, только начинающим своё путешествие в мир под названием «рынок фотографии».
Точный удар «под дых»

С самого начала руководство по коллекционированию фотографии не сильно отличается от того, что советуют эксперты в отношении любых произведений искусства: Начните с того, что вам нравится сейчас и, по вашему мнению, будет нравиться ещё долго. «Бьёт ли это вас под дых?», — спрашивает Дариус Хаймс (Darius Himes), глава подразделения международной фотографии в аукционном доме Кристи. Некоторые коллекционеры «на старте» ориентируются на уровень цен, другие — на определённую эпоху или на конкретных авторов.

Когда дело доходит до создания большой коллекции, даже профессионалы могут руководствоваться подсознательным предпочтением. «Мой муж заметил, что я покупаю работы с изображениями самолётов», — говорит Лаура Нобл (Laura Noble), галерист и автор «Искусства коллекционирования фотографии». Сегодня, «ключевой признак» её коллекции фотографий — изображения «всего, что летает». Придание своей коллекции определённого направления некоторым образом «держит вас в узде», говорит она.
Понимание тиражности

Есть чёткая разница между «имиджем», скажем, авторским JPEG-файлом — и отпечатком. Каждая работа выпускается определённым тиражом, который представляет собой обязательное заявление художника о том, сколько именно экземпляров работы будет напечатано, говорит Хаймс.

«Одна из вещей, на которой люди зацикливаются, это что такое „оригинал“ фотографии? — говорит Кэролайн Дек (Caroline Deck), эксперт по фотографии торгового дома «Филипс». – Оригиналов много. Каждый отпечаток с исходного негатива является оригиналом».

Однако, цена этих отпечатков будет не одинаковой. В тираже может быть разное количество отпечатков. Тираж в 50 отпечатков или в 3 — оба «ограниченные», но с точки зрения ценообразования это очень разные вещи. В общем случае, чем меньше в тираже отпечатков, тем они дороже. («В конце концов, вы платите за эксклюзивность», — говорит Нобл). Фотография может иметь несколько тиражей в различных размерах, и Нобл советует задавать вопрос об общем количестве разноразмерных отпечатков, которые будут на рынке.

С сегодняшней точки зрения, тираж даже в 25 отпечатков считается относительно большим, а тираж в 3-5 отпечатков — маленьким. Не всегда известно число имеющихся на рынке отпечатков. Некоторые фотографы, особенно из тех, кто работал до Второй Мировой Войны, не делали ограничения тиражей. Фотограф может также продать свой «авторский образец», то есть первый совершенный отпечаток с негатива, после того, как тираж разошелся.

Номер отпечатка в пределах тиража может изменить его цену, говорит Нобл. Цены на тираж могут колебаться и меняться по мере того, как отпечатки продаются, и на рынке их остаётся всё меньше, или по мере роста цен на работы художника со временем. Цены на отпечатки устанавливает или художник, или галерея, и Нобл советует уточнять разброс цен внутри тиража, когда вы уточняете наличие отпечатков. Это не значит, что все фотографии тиража будут иметь одинаковую цену, всплывая на вторичном рынке: как и в любом изобразительном искусстве, происхождение играет роль в цене фотографии. Если отпечаток подписан, это также может поднять его стоимость.

В фотографии есть то, что Хаймс называет «мифом о бесконечной репродуцируемости». Но, хотя и нет закона, который запрещал бы фотографу просто печатать ещё фотографии сверх обозначенного тиража, если он это сделает, «он за один вечер разрушит свою художественную карьеру», говорит Нобл. Для того, чтобы сделать свою работу раритетной, некоторые авторы сокращают объявленный тираж до одного экземпляра, придавая работе уникальность живописи. А некоторые художники, как Адам Фусс и Кристиан Марклей, используют фотографические техники, такие, как цианотипия и дагерротип, при которых изначально получается единственный, нетиражируемый объект.
Винтажный отпечаток

Для характеристики отпечатка вы можете услышать одно слово — «винтаж». Это совсем не обязательно означает, что отпечаток старинный, и совсем не все такие отпечатки являются «винтажом» (прислушайтесь ко мне). Обычно, «винтаж» означает отпечаток, сделанный сразу после получения негатива. «Воспринимайте винтаж, как вино, а не как просто что-то старое», — говорит Нобл. Например, «если негатив получен в районе 1920 года, и отпечаток с него сделан примерно тогда же, то это винтажный отпечаток», – говорит Хаймс.

Полного согласия на тему того, какой отпечаток считается винтажным, нет. Нобл говорит, что винтажным считается отпечаток, сделанный в пределах пятилетнего срока от получения негатива. Однако, другие говорят об определении ещё более короткого срока. Дек говорит также, что вместо слова «винтаж» вы можете услышать «ранний отпечаток». Ключ в том, чтобы не дать номенклатуре утомить вас — проверьте дату печати и никогда не верьте, что что-то «винтажное» только потому, что вам так говорят.

Отпечатки могут быть сделаны вскоре после получения негатива (винтаж), или позже, но при жизни автора (современная печать), или даже после смерти художника (посмертная печать). На самом деле, близость отпечатка к негативу является важным моментом определения ценности — винтажные отпечатки наиболее дороги. Но это не делает их «лучшими» в художественном смысле, и не означает, что собирать их не стоит, или наоборот, стоит только их. Хаймс замечает, что многие музеи имеют в своих коллекциях посмертные отпечатки.
Состояние и хранение

Как и в отношении любого произведения искусства, тщательно проверяйте состояние. Повреждения могут включать царапины, следы подвески (замятости на поверхности в форме полумесяца), и даже изменение цвета. Коллекционеры, занимающиеся старинной и «винтажной» фотографией, могут быть более терпимы к повреждениям, но если вы занимаетесь современной фотографией, никаких пятен не должно быть.

Если вы хотите, чтобы купленные вами фотографии избегли повреждений, позаботьтесь о качественной рамке. Некачественная рамка может привести к повреждениям фотографии, причём вы заметите их только тогда, когда соберётесь её продать. Некоторые покровные стёкла также фильтруют ультрафиолет, который способен менять цвет фотографии. Помещение фотографии в рамку — не самая интересная часть её приобретения, но одна из важнейших.